Подготовка кузова автомобиля является важным этапом окрашивания, который влияет на финальный результат. Для защиты металлических элементов авто от действия влаги и распространения коррозии используется кислотный грунт. Также его называют реактивный, протравливающий или фосфатирующий.

Характеристики и свойства кислотного грунта для авто

Основным компонентом кислотного грунта для авто является фосфорная кислота, которая при нанесении состава на металлические поверхности образует на них прочную надежную пленку, не пропускающую влагу и воздух. Основными характеристиками кислотной грунтовки является высокая адгезия и уникальные антикоррозионные свойства.

Помимо ортофосфорной кислоты грунтовка содержит соединения марганца и цинка, которые выступают в роли протекторов. При химическом взаимодействии с металлом они блокируют появление коррозии, а при локальном повреждении кузова авто – дальнейшее распространение ржавчины. Принцип действия кислотного грунтовочного состава основан на механизме пассивации металла.

Сфера применения кислотного грунта широкая, он может наносится на металлические поверхности разного типа. Кислотный грунт относится к категории первичных реактивных грунтовок, после его нанесения на металлические кузовные элементы авто требуется использование вторичной грунтовочной пасты.

В отличие от акрилового или эпоксидного грунта для авто на кислотную грунтовку нельзя наносить финишное лакокрасочное покрытие.

К основным характеристикам и свойствам кислотной реактивной пасты относятся:

  • Износоустойчивость.
  • Стойкость к действию влаги, появлению и распространению очагов коррозии металла.
  • Гигроскопичность.
  • Высокая адгезия.
  • Термостойкость.
  • Устойчивость к действию атмосферных осадков (дождя, снега) и других негативных внешних факторов.
  • Стойкость к действию агрессивных химических веществ (в том числе соли).

Виды и особенности применения кислотного грунта для авто

Кислотный грунт для защиты кузова авто в зависимости от состава подразделяется на два вида:

  • Однокомпонентный – перед нанесением на металлические поверхности кузова автомобиля не требует дополнительного приготовления (разведения с активатором и другими составами/растворителями/катализаторами).
  • Двухкомпонентный – перед использованием кислотная грунтовка требует добавления отвердителя (фосфорной кислоты). При взаимодействии с компонентами составами (искусственными смолами и пигментными добавками) кислота выделяет тепло.

Применение кислотной прайм-пасты перед окрашиванием автомобиля позволяет создать прочную основу под покраску.

Наносится грунтовка исключительно до окрашивания кузовных элементов. Для нанесения состава могут использоваться различные инструменты, приспособления и методики:

  • Стандартная универсальная кисточка.
  • Краскопульт.
  • Окунание кузова авто в ванну с составом.
  • Электрораспыление.
  • Электроосаждение.

Выбор варианта нанесения грунтовочной пасты зависит от условий использования. На заводах-изготовителях автомобилей применяют метод окунания кузова в ванну с реактивным грунтом, что позволяет повысить эффективность  и качество обработки, а также существенно сократить ее продолжительность.

В условиях гаража нанесение кислотного грунта проводится с использованием обычной кисточки или механического/электрического краскопульта. Первый вариант подходит для локального нанесения грунтовочной пасты, а второй метод – позволяет добиться более равномерного и аккуратного покрытия.

Наносится реактивный вош-праймер только на тщательно подготовленные металлические поверхности кузова – после их очистки от пыли, загрязнений и масляных следов. В отличие от других типов автомобильных грунтовок слой фосфатирующей пасты должен иметь минимальную толщину, что обусловлено хорошими адгезивными свойствами состава.

Для повышения эффективности коррозионной защиты кислотный грунт наносится на все кузовные элементы равномерно, для этих целей желательно использовать метод распыления. Грунтовка хорошо укладывается на любые металлические поверхности авто, а также на сварные швы.

Двухкомпонентный грунт требует поэтапного нанесения, между распылением последующего слоя минимальный промежуток времени должен составлять 5 минут. Для полного высыхания грунтовочной пасты требуется не менее 30-90 минут (более точная продолжительность сушки указана в инструкции к составу). Рекомендуемая температура сушки не ниже +15 градусов.

Поскольку кислотная паста относится к категории первичных грунтовочных составов после ее тщательного высыхания требуется нанесение вторичного грунта (к примеру, акрилового), который будет выступать связующим звеном между грунтовкой и лакокрасочным покрытием. При необходимости поверх грунтовки наносится шпатлевка для авто.

Обратите внимание! Отличительной особенностью кислотного грунта является возможность его шлифовки. Для обработки кузовных элементов авто используется мелкозернистая шкурка (с маркировкой от Р400) или электроинструмент. Шлифовка осуществляется в многоступенчатом режиме с постепенным уменьшением размера зерна.

Кислотную грунтовку нельзя наноситься на полиэфирные материалы. Эпоксидная паста и шпатлевка несовместимы с этим фосфатирующим грунтом, поскольку приводят к нейтрализации его свойств. Эпоксидная грунтовка может использоваться только после нанесения кислотного грунта.

Поскольку реактивный грунт относится к числу горючих и высокотоксичных веществ, при работе с ним следует соблюдать правила безопасности.

Как выбрать грунтовочную пасту?

Кислотный грунт выступает в роли надежной защиты кузова авто от действия многочисленных внешних факторов, в том числе соли, влаги и коррозии. Незначительные царапины, механические повреждения и сколы могут привести к появлению ржавчины, поэтому при покупке грунтовочной пасты не стоит экономить. На рынке современных материалов для ремонта и покраски автомобиля представлены кислотные грунтовки от разных производителей – Novol, Body 960, Getapro, Химрезерв, Миксон и другие.