Важный этап ухода за автомобилем и защиты лакокрасочного покрытия – полировка. В течение всего срока эксплуатации на любое транспортное средство воздействует множество неблагоприятных внешних факторов – снег и дождь, ультрафиолетовое излучение, температурные перепады, механическое воздействие.

При недостаточно качественном уходе на кузове автомобиля появляются многочисленные повреждения и дефекты – царапины, сколы, трещины, которые лишают его первоначального зеркального блеска, а пыль и грязь, скапливающиеся в микротрещинах, приводят к появлению очагов коррозии металла.

Почему необходима регулярная полировка авто?

Полировка авто позволяет устранить мелкие дефекты на лакокрасочном покрытии и восстановить первоначальный внешний вид транспортного средства. Даже при отсутствии глубоких царапин и трещин, доходящих до металла, микроскопические сколы и поры имеют накопительный характер. При несвоевременном устранении они приводят к распространению ржавчины и другим неблагоприятным последствиям, требующим дорогостоящего капитального ремонта.

Полирование элементов кузова транспортного средства проводится при наличии:

  • Потускнения и помутнения лакокрасочного покрытия.
  • Появления шагрени, зернистости.
  • Многочисленных неглубоких царапинах и потертостях.
  • Наличии подтеков, несовпадении цвета ЛКП.

Обратите внимание! Полировка относится к числу абразивных методов обработки, поскольку она приводит к снятию тончайшего слоя автоэмали (не более 5 мкм). Поэтому злоупотребление ей недопустимо. Автомобиль покидает стены завода с толщиной ЛКП около 110-150 мкм, следовательно полировку кузова желательно проводить не более 15-20 раз.

При наличии поддержанного автомобиля для измерения толщины существующего слоя лакокрасочного покрытия (лака, автоэмали, грунта, фосфатного слоя) стоит воспользоваться специальным устройством.

Полировка авто своими руками позволяет автовладельцу сэкономить существенную сумму денег и предупредить возможный капитальный ремонт.

Разновидности полировки авто

В зависимости от особенностей, принципа работы и техники осуществления выделяют два вида полировки:

  • Абразивная – выполняется при наличии на кузове транспортного средства видимых/невидимых царапин, мелких сколов и других повреждений.
  • Защитная – предназначена для защиты автомобиля от воздействия неблагоприятных внешних факторов (атмосферных осадков, ультрафиолетового излучения, механических повреждений). В основном выполняется перед продажей для придания презентабельного внешнего вида транспортному средству, для полировки кузова используются средства с содержанием силикона и воска (образуют на поверхности тонкую защитную водоотталкивающую пленку).

Абразивная полировка может быть восстановительной или мягкой. Восстановительная обработка выполняется для обновления внешнего вида кузова автомобиля при потере блеска лакокрасочного покрытия, устранения мелких царапин и других повреждений. Технология проведения абразивной обработки включает снятие верхнего слоя автоэмали и нанесение полировочной пасты.

Мягкая полировка относится к числу деликатной обработки автоэмали кузова. Она выполняется в основном для старых автомобилей при отсутствии дефектов и повреждений ЛКП.

Используемые материалы и инструменты для полировки
 

При выполнении полировки кузова автомобиля используются следующие расходные материалы:

  • Пасты для шлифовки.
  • Полироли.
  • Поролон.
  • Фланелевые салфетки.
  • Мелкозернистая наждачная бумага.

Особое внимание стоит обратить на выбор полировочной пасты, которая в зависимости от цели полировки транспортного средства может быть абразивной или шлифовальной.

Абразивные составы используются для снятия верхнего слоя автоэмали. При подборе этого типа пасты стоит учитывать размер и глубину царапин и других повреждений кузова. При наличии глубоких дефектов стоит приобретать высокоабразивные средства. Хороший эффект достигается при применении полироли с цветовосстановительным и обогащающим действием.

При появлении на эмали мутных пятен достаточно использовать восстановительную полировальную пасту, которая не содержит крупно- и мелкоабразивных шлифовальных частиц.

Автомобильная полироль выпускается в разных формах и упаковках:

  • Жидкая. Используется для обработки горизонтальных элементов кузова автомобиля (к примеру, для полирования багажника, крыши или капота). Преимуществом этого типа полировальных паст является их деликатное действие, их можно регулярно использовать без опасения за лакокрасочное покрытие.
  • Пастообразная. Подходит для полировки горизонтальных и вертикальных поверхностей кузова. В состав средства входят специальные добавки и компоненты, отвечающие за сохранение и восстановление насыщенного оттенка автоэмали.
  • Аэрозоли. Отличаются простотой применения, экономично наносятся как на горизонтальные, так и на вертикальные поверхности.

Для выполнения полировки автомобиля могут использоваться различные инструменты. К их числу относятся:

  • Полировальная или шлифовальная машина – устройство со скоростью вращения 1000-3000 оборотов в минуту. Инструмент комплектуется специальными полировальными кругами, выбор которых осуществляется исходя из используемого типа полировальной пасты. 
  • Электрическая дрель. Для полировки оснащается специальными переходниками и шлифовальными насадками. Электродрель позволяет ускорить процесс полирования кузова. При использовании инструмента важно держать насадку параллельно обрабатываемой поверхности для предупреждения появления пятен и других дефектов.

Вручную проводится только защитная обработка кузова, для которой не требуется снимать верхний слой лакокрасочного покрытия.

Обратите внимание! Выбор полировального круга осуществляется в зависимости от мягкости полировальной пасты. Для удобства автовладельцев они окрашиваются в разные цвета. Белый шлифовальный круг предназначен для работы с жесткой пастой, черный – с мягкой, а оранжевый – универсальный.

Подготовка кузова перед полировкой

Для качественной, быстрой и эффективной полировки авто своими руками необходимо грамотно подготовить поверхность кузова. Для получения хорошего результата следует соблюдать условия:

  • Кузов транспортного средства перед полированием должен быть тщательно вымыт и высушен.
  • Для удаления следов насекомых, пятен битума и антикоррозионных составов рекомендуется использовать специальные средства (к примеру, уайт-спирит, 646, ацетон).
  • При выполнении полировальных работ на открытой площадке необходимо выбирать теплую сухую пасмурную погоду при температуре окружающего воздуха от 10 до 23 градусов. Альтернативным вариантом является обработка в гараже или закрытом боксе с работающей системой вентиляции для эффективного устранения мелкодисперсной пыли.
  • Царапины и сколы до металла, а также пластиковые элементы кузова транспортного средства следует закрыть полиэтиленом и зафиксировать скотчем. Для защиты стекол и зеркал подойдут бумажные и тканевые накидки.
  • Все работы стоит проводить при естественном свете или хорошем искусственном освещении.
     

Этапы полировки авто своими руками

Абразивную и защитную полировку можно проводить с использованием специальных электроинструментов или своими руками. Во втором случае полироль наносится на безворсовую фланелевую салфетку и равномерно распределяется по поверхности обрабатываемого элемента кузова. Аэрозоли непосредственно распыляются на участок работ.

Нанесенный состав выдерживается определенное время, что необходимо для просушки и полимеризации, после чего приобретает белесый оттенок. Полироль распределяется круговыми движениями до появления зеркального блеска. Для получения максимального результата следует придерживаться рекомендаций производителя.

Глубокие царапины и повреждения рекомендуется устранять с использованием высокоабразивных полировальных паст и специального электроинструмента – шлифмашины или электродрели с соответствующими насадками. Наилучшего результата при полировании кузова транспортного средства своими руками можно достичь при применении эксцентриковой шлифмашины.

Все работы проводятся в два этапа:

  • Полирование металлических элементов кузова абразивной пастой для снятия верхнего слоя автоэмали, устранения глубоких/мелких царапин, сколов и трещин. На рабочую поверхность предварительно смоченного полировального круга наносится высокоабразивный полироль, полировка осуществляется на скорости шлифмашины 2000 оборотов в минуту. В процессе работы электроинструмент равномерно перемещается по обрабатываемой поверхности.
  • Шлифование кузова мягкими составами для придания зеркального блеска и защиты от неблагоприятных внешних факторов. На втором этапе используется паста без абразивных включений при скорости шлифмашины не более 1000 оборотов в минуту. В процессе работы электроинструмент плавно перемещается по поверхности кузова, при этом ранее нанесенный слой защитного состава не должен быть перекрыт последующим.

При выполнении полировки авто своими руками следует придерживаться рекомендаций:

  • Все работы проводятся в помещении или на открытом воздухе (недопустимы пыльные и ветреные участки).
  • Не стоит ставить автомобиль во время полирования под прямыми ультрафиолетовыми лучами, поскольку его кузов перед нанесением полироли не должен быть нагрет (во избежание появления мутных пятен, подтеков и разводов).
  • Полирование не рекомендуется проводить при высокой температуре и влажности окружающего воздуха, а также в холодную погоду.

При выполнении полировки авто своими руками предварительно рекомендуется потренироваться на ненужных деталях (к примеру, элементах кузова старых автомобилей). Меняя силу нажатия на шлифмашину и используемую полировальную пасту можно добиться идеального результата.

В начале работ не рекомендуется охватывать большие площади кузова во избежание их повреждения. Шлифование эмали на металлических элементах желательно выполнять медленно и плавно. После первой полировки стоит тщательно очистить поверхность кузова от пыли и следов абразивных включений, что позволит своевременно обнаружить все ранее не выведенные царапины.

После абразивной полировки лакокрасочного покрытия на эмаль наносится защитная полировальная паста с содержанием восковых и силиконовых компонентов. Финишная полироль придает кузову автомобиля привлекательный внешний вид, но неустойчива к неблагоприятным внешним факторам (атмосферным осадкам, ультрафиолету и т.д.), поэтому ее необходимо регулярно обновлять.