Покраска кузова автомобиля предусматривает выполнение множества этапов, одним из которых является шпатлевка. Она заключается в выравнивании металлических и пластиковых элементов для создания идеально ровной поверхности кузова авто.

Особенности и характеристики шпатлевки для авто

Шпатлевка – состав жидкой или пастообразной консистенции, используемый для устранения небольших дефектов и повреждений кузова автомобиля перед окрашиванием. При грамотном применении она создает хорошую основу под покраску авто, обработка улучшает стойкость финишного лакокрасочного покрытия, позволяет избежать появления различных неровностей.

В сфере авторемонта наибольшее распространение получили полиэфирные пасты, в составе которых присутствуют cмолы или наполнители.

В качестве наполнителей могут использоваться – стекловолокно, алюминиевая пудра, стеклянные гранулы, мелкофракционные минеральные вещества и т.д. Именно качество и свойства используемого при изготовлении пасты наполнителя обуславливают ее характеристики и стоимость.

Обратите внимание! Шпатлевки для авто с другими компонентами в составе практически не применяются, что обусловлено их низким качеством и невысокой технологичностью.

Шпаклевка является промежуточным звеном между слоем грунта и лакокрасочным покрытием, от качества которого зависит полученный результат окрашивания и эксплуатационные характеристики лакокрасочного покрытия. При использовании низкокачественной пасты возможны проседания автоэмали авто, просвечивание царапин и появление других неэстетичных дефектов.

Виды и преимущества шпатлевки для авто

Процедура выравнивания кузова автомобиля состоит из двух основных этапов – наполнения и доведения. Вначале осуществляется предварительное тщательное выравнивание металлических и пластиковых поверхностей, заполнение всех неровностей и видимых дефектов, далее – финишное выравнивание.

Исходя из вышесказанного автомобильные шпатлевки подразделяются на две группы:

  • Наполнительные – предназначены для заполнения видимых дефектов, придания элементу кузова автомобиля механической прочности и твердости. Наполнительные составы отличаются крупнозернистой структурой, поэтому относятся к категории первичных шпатлевочных средств.
  • Доводочные – пасты с мелкозернистой структурой, используются для придания гладкой ровной поверхности на предварительно выровненных элементах кузова.

На рынке современных материалов для автомобильного ремонта представлена шпаклевка следующих видов:

  • Стекловолокнистая. Отличается высокой механической прочностью и хорошей наполнительной способностью. Паста используется для усиления растянутых участков кузова, устранения глубоких дефектов, сквозных трещин и областей коррозии, мест разрыва металла и других серьезных повреждений. Наносится только на жесткие участки и элементы кузова, поскольку во время движения транспортного средства при вибрации (на капоте, крыше, средней части дверей) может потрескаться и лопнуть.
  • Универсальная. Шпаклевка с высокой адгезией к разным поверхностям – стальным, алюминиевым, оцинкованным, нержавеющим, гальванизированным, стеклопластиковым, а также пластмассовым. Высокая прочность и однородность пасты позволяет использовать ее для заполнения различных дефектов и финишного выравнивания поверхности кузова авто.
  • Грубая. Используется для устранения серьезных повреждений кузова. Высокая заполняющая способность состава достигается благодаря включению в состав металлической стружки. Грубая шпаклевка для авто дает минимальную усадку, подвергается шлифовке и отличается высокой стойкостью к температурным перепадам.
  • Финишная (тонкая). Обладает мелкозернистой структурой, используется на последнем этапе выравнивания кузова для создания идеально ровной и гладкой поверхности под покраску.
  • По пластику. Шпаклевка повышенной эластичности, используется на пластиковых элементах автомобиля, подверженных вибрации.
  • Жидкая. Используется на станциях технического обслуживания и в автомастерских, поскольку для нанесения требует применения специального распылителя. Подходит для заполнения мелких дефектов и повреждений – царапин, пор, неровностей и т.д. При нанесении позволяет создать идеально ровную поверхность, которая получает высокую жесткость спустя 2-3 часа.

Особенности применения и технология нанесения шпаклевки для авто

При наличии небольших дефектов после рихтовки авто (с перепадами по высоте не более 3-4 мм) может использоваться универсальная шпатлевка. Для маскировки серьезных повреждений требуется двухэтапная технология выравнивания с использованием наполнительной и доводочной шпаклевки.

Эксплуатационные характеристики шпатлевки зависят от следующих факторов:

  • Качество полиэфирной смолы оказывает влияние на степень адгезии состава к поверхности кузова авто, забиваемость абразивных включений, длительность сушки, прочность. Наилучшим сырьем на этом рынке является смола компаний Bayer и BASF.
  • Тип и свойства наполнителя обеспечивают наполнительные свойства шпатлевки для авто, а также влияют на сложность обработки, эластичность и прочность, степень усадки, массу полученного покрытия;
  • Объем добавляемого растворителя. Оптимальное количество растворителя варьируется в пределах 25-35 процентов. Большее его количество дает сильную усадку шпаклевки, недостаточное – плохую эластичность при нанесении.

Перед нанесением шпатлевки проводится тщательная подготовка кузова к выравниванию. Поверхность очищается от старого материала и загрязнений, распил участка проводится с использованием шкурки с зернистостью Р80-Р180, для улучшения адгезии проводится обезжиривание.

Процесс разведения шпатлевки имеет некоторые различия в зависимости от ее типа и предназначения. Практически все составы перемешиваются с отвердителем с помощью рубящих движений. Однако стекловолокнистые пасты рекомендуется размешивать плавными круговыми движениями, чтобы предупредить повреждения волокон шпателем.

Обратите внимание! Перед замешиванием шпаклевки желательно внимательно ознакомиться с инструкцией и выполнить все этапы в соответствии с описываемой технологией работ.

При подготовке материала и выравнивании поверхности кузова стоит следовать рекомендациям:

  • Площадь выравнивания должна превышать площадь участка ремонта.
  • Шпатлевка наносится только на предварительно обезжиренную поверхность кузова.
  • Во время выравнивания следует использовать только чистый шпатель.
  • При размешивании состава важно исключить попадание воздуха, что может привести к повышенной пористости нанесенного выравнивающего слоя.

Наносится шпаклевка плавными, аккуратными и легкими движениями по направлению сверху вниз. Забор пасты на шпатель должен быть минимальный. Укладка состава осуществляется по технологии «крест-накрест» максимально тонкими слоями, не допуская попадания воздуха (скопление воздушных пузырьков может привести к повышению пористости и проседанию состава).

Наносится выравнивающая паста на поверхность кузова авто в два подхода с промежутком около 25-35 минут, для каждого требуется отдельное замешивание пасты. При шпаклевке пластиковых элементов (к примеру, бампера) требуется предварительное снятие глянца, для чего используется наждачная бумага с зернистостью Р300-Р400.

После окончательной сушки можно перейти к процедуре шлифования, которая проводится с использованием шкурки, наждачной бумаги или электроинструмента (орбитальной шлифмашины).

Для просмотра участков, которые были некачественно ошкурены, может использоваться порошок-проявитель. После шлифовки можно приступать к грунтовке и нанесению лакокрасочного покрытия на кузовные элементы авто.

Перед тем, как выбрать и купить шпатлевку для авто, следует обратить внимание на следующие критерии:

состав, вид наполнителя;

рекомендуемые условия нанесения состава (пропорции смешивания, температура и продолжительность высыхания, совместимость с разными покрытиями);

дату выпуска, срок годности, условия хранения;

компанию-производителя.

На рынке современных материалов для ремонта и покраски автомобиля представлены шпаклевки от разных производителей – Novol, Body и других.